Последние десятилетия Китай по праву носил титул «мировой фабрики», но не только из-за объемов производства. Одной из ключевых причин успеха была феноменальная гибкость (а зачастую и закрытые глаза) таможенных органов в отношении малого и среднего экспорта. Тысячи предпринимателей привыкли работать по простой схеме: найти поставщика на Alibaba или 1688, перевести деньги на частную карту, передать груз карго-компании и получить его в своей стране без лишних вопросов.
Однако 2024–2025 годы становятся переломными. Введение Приказа Главного таможенного управления КНР №277 (GACC Order No. 277) — это не просто очередная бюрократическая поправка. Это системный шаг Пекина по обелению внешнеэкономической деятельности, усилению контроля за качеством экспортируемой продукции и, что самое важное, за финансовой прозрачностью сделок.
Для бизнеса это означает одно: старые методы работы становятся не просто рискованными, а практически невозможными. В этой статье мы детально разберем юридическую суть нововведений, объясним, почему «упрощенка» стала токсичной, и дадим пошаговый алгоритм действий для адаптации к новой реальности.
Чтобы понять масштаб проблемы, нужно обратиться к первоисточнику. Приказ №277 — это «Меры по управлению таможенными проверками импортируемых и экспортируемых товаров». Он пришел на смену устаревшим нормативам и наделил таможенные органы беспрецедентными полномочиями.
Раньше таможенная проверка часто носила формальный характер или касалась только выборочных партий на этапе погрузки. Приказ №277 смещает фокус на глубокую верификацию данных и расширяет возможности инспекторов:
Таможня может проверить документацию и движение товаров даже после того, как груз покинул Китай, в течение 3 лет.
Инспекторы получили право запрашивать банковские выписки, контракты, переписку и внутреннюю бухгалтерию экспортера для подтверждения реальной стоимости товара.
При подозрении на нарушение (например, занижение инвойса или неверный код ТН ВЭД) таможня может блокировать счета компании-экспортера до выяснения обстоятельств.
Китай борется с двумя главными проблемами:
Приказ №277 — это инструмент, который заставляет данные в декларации на 100% совпадать с реальным грузом и финансовой транзакцией.
Многие импортеры слышали термин «упрощенный экспорт», но не все понимают его юридическую природу. Речь идет о таможенном режиме Market Procurement Trade (код 1039).
Этот режим был создан правительством КНР специально для малого бизнеса, закупающегося на оптовых рынках (например, в Иу или Гуанчжоу).
Он позволял экспортировать сборные грузы (разные товары в одном контейнере) без НДС и без необходимости оформлять возврат налога.
Можно было отправлять товары от поставщиков, у которых нет экспортной лицензии.
Логистические компании начали использовать код 1039 как «зонтик» для всего подряд. Через этот режим, предназначенный для дешевой бижутерии и хозтоваров, начали вывозить:
В документах всё это часто значилось как «сувениры» или «товары народного потребления» с заниженной стоимостью.
В рамках реализации Приказа №277, GACC начал массовые проверки грузов, заявленных под кодом 1039.
Важно: Теперь, если в контейнере, оформленном по «упрощенке», находят товары, требующие сертификации, или товары с известными брендами без авторских прав, или просто несоответствие веса/количества — груз арестовывается.
Более того, Китай начал закрывать «лазейки» на конкретных таможенных постах. Если раньше можно было перевезти груз в другой порт, где инспекторы «подобрее», то теперь единая цифровая система GACC (Golden Gate Project) видит историю нарушений по всей стране.
Влияние нового регулирования выходит далеко за рамки логистики. Оно затрагивает саму структуру ваших взаимоотношений с китайскими партнерами.
Около 70% мелких и средних фабрик в Китае не имеют собственной экспортной лицензии. Раньше это не было проблемой: они продавали товар логисту (карго), а тот вывозил его по серым схемам.
Теперь, когда таможня требует прозрачную цепочку «Производитель -> Экспортер -> Получатель», такие фабрики становятся зоной риска.
Вы купили товар, логист пытается его вывезти. Таможня запрашивает документы о происхождении (в рамках проверки по Приказу 277). Фабрика не может предоставить официальный налоговый инвойс (Fapiao), так как продала товар за наличные.
Груз конфискуется или возвращается на склад с гигантскими штрафами.
Оплата на личные карты китайцев (Alipay, WeChat, карты UnionPay физлиц) теперь под двойным ударом:
Вам придется привыкнуть к новым ценовым реалиям:
Раньше это стоило копейки, теперь риски агентов выросли, и их комиссия тоже.
Переход на официальный экспорт (General Trade, код 0110) часто означает необходимость уплаты полной стоимости товара с НДС, даже если вы не претендуете на возврат.
Частота физических досмотров выросла. Если раньше контейнер уходил за 2-3 дня, теперь он может простоять в порту 10-14 дней в ожидании инспекции.
Учитывая строгость Приказа №277, попытки найти новые «серые дыры» становятся экономически нецелесообразными: риск потери груза превышает экономию. Единственный путь — переход на легальные рельсы.
Прежде чем размещать новый заказ, задайте поставщику три вопроса:
Если фабрика маленькая, вы заключаете договор с китайской торговой компанией.
Приказ №277 уделяет огромное внимание правильности кодов ТН ВЭД.
Указать «Части машин» (пошлина ниже) вместо конкретного названия детали.
Штраф и внесение компании в «черный список» таможни, что гарантирует 100% досмотр всех будущих поставок.
Решение: Заранее согласовывайте HS Code с брокером и проверяйте его соответствие китайской классификации.
Расхождений быть не должно. Вес брутто в упаковочном листе должен совпадать с весом при взвешивании контейнера до килограмма. Маркировка на коробках (Made in China, артикулы) должна строго соответствовать инвойсу. Любое отклонение — повод для углубленного досмотра по регламенту №277.
В свете тотального ужесточения контроля, самым безопасным и экономически эффективным решением становится полная передача всех процессов по поставке товаров из Китая на Аутсорсинг ВЭД.
Эта услуга позволяет импортеру полностью абстрагироваться от китайской бюрократии и требований Приказа №277, поскольку специализированная компания берет на себя все риски и задачи:
Заключение контракта, оплата поставщику в валюте, получение закрывающих документов для вашего бухгалтера.
Использование только General Trade (Код 0110), правильное определение кодов ТН ВЭД и уплата всех сборов для гарантированного прохождения таможни.
Оформление полного пакета разрешительной документации и сертификатов, необходимых для легальной продажи товара в вашей стране.
Вместо того чтобы содержать собственный штат специалистов по закупкам, логистике и таможне со знанием китайских законов, вы общаетесь только с одним ВЭД-агентом. Это не только снижает риски по Приказу №277, но и экономит ваши операционные расходы.
Некоторые предприниматели надеются на «авось», считая, что их мелкие партии никому не интересны. Это опасное заблуждение. Автоматизация китайской таможни позволяет сканировать огромные массивы данных.
Сценарии катастрофы:
Чтобы минимизировать риски, внедрите этот чек-лист в свою операционную деятельность.
Этап 1. Договорной
Этап 2. Финансовый
Этап 3. Товарный и Упаковочный
Приказ GACC №277 — это не временная кампания, а новая нормальность. Китай планомерно движется к цивилизованному рынку, выдавливая серые схемы и «гаражных» экспортеров. Для бизнеса это вызов, но он несет и скрытые возможности.
Переход на белые схемы работы, хоть и кажется более дорогим на первом этапе, в долгосрочной перспективе дает:
Те, кто продолжит искать обходные пути и игнорировать требования Приказа №277, рискуют остаться не только без товара, но и без бизнеса. Те же, кто адаптируется сейчас, выстроят надежные цепочки поставок, устойчивые к любым проверкам.
|
Параметр |
«Старый» подход (до ужесточения 1039) |
«Новый» подход (с учетом Приказа №277) |
|
Документы |
Формальные, часто заниженный инвойс |
Строгое соответствие, реальные цены |
|
Оплата |
Карты физлиц, крипта, обменники |
Только SWIFT на юрлицо в Китае |
|
Контроль |
Выборочный, поверхностный |
Глубокий анализ рисков, пост-аудит |
|
Товары |
Любые под видом «хозтоваров» |
Строго по кодам ТН ВЭД |
|
Риск |
Низкий/Средний |
Критический (конфискация/штрафы) |
|
Возврат НДС |
Невозможен или через схемы |
Легален, является источником дохода |