На конец 2024 года автомобильные сообщения между Россией и Китаем демонстрируют заметный скачок – в сравнении с прошлым годом их объем возрастет не менее чем на 70%, сообщает Марат Хуснуллин, вице-премьер РФ. Это событие стало важным сигналом для экспертов и участников рынка, поскольку подтверждает растущий спрос на международные автоперевозки и необходимость модернизации существующей транспортной инфраструктуры.
В условиях быстро меняющегося логистического рынка и увеличения объёмов грузопотоков, данный рост приобретает стратегическое значение. По мнению Хуснуллина, "Мы имеем оперативные данные, которые свидетельствуют о 70%-ном увеличении автомобильных перевозок с Китаем за последний год", что подчеркивает актуальность разработки и скорейшего ввода в эксплуатацию новой трассы «Меридиан». Этот проект рассматривается как ключевой элемент для решения проблем перегрузки существующих маршрутов и повышения эффективности доставки товаров между двумя странами.
Чиновник также отметил, что реализация проекта «Меридиан» способна значительно преобразить транспортную систему страны. "При условии обеспечения достаточных инвестиций, мы готовы оказать полную поддержку этому проекту, ведь строительство новой автомагистрали принесет значительные преимущества для всей инфраструктуры", – добавил он. Такой подход позволит не только сократить время доставки, но и улучшить условия работы для перевозчиков, а также стимулировать развитие смежных отраслей экономики.
За последние годы проект находился в режиме ожидания, однако недавно он вновь стал более чем активно обсуждаться на высшем уровне. Госкомпания «Автодор» включает этот проект в свою стратегию, объединяя его с инициативами Юго-Западной хорды, охватывающей регион от Урала до южных областей России. Осенью 2022 года для строительства «Меридиана» было создано совместное предприятие «Меридиан-СС7», что стало отправной точкой в разработке частной концессионной инициативы по реализации данного масштабного проекта.
Министерство транспорта РФ предварительно оценило протяженность будущей автомагистрали в 2000 км. Планируется, что маршрут будет проложен от границы с Казахстаном до Белоруссии, затрагивая не менее восьми регионов страны. Особое внимание уделено Саратовской области, где запланирован самый продолжительный участок трассы, что может способствовать развитию региональной инфраструктуры и привлечению инвестиций.
Для реализации проекта объединились Российская холдинговая компания и China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven (CC7). Эти организации создали совместное предприятие «Меридиан – CC7», которое теперь активно работает над подготовкой всех необходимых документов и процедур для дальнейшей реализации. В сентябре 2024 года глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко сообщил, что его компания подала заявку в правительство для заключения концессионного соглашения – важного шага, который позволит запустить строительство этой стратегически значимой автомагистрали.
Данный проект не только отвечает современным требованиям логистики, но и является важным фактором в развитии транспортной сети страны, открывая новые возможности для взаимодействия с международными партнерами и усиления экономических связей между Россией и Китаем.