Рынок автомобильных грузоперевозок в России огромен, но при этом остается одним из самых непрозрачных и «серых» секторов экономики. По разным оценкам экспертов, до 60% этого рынка находится в «тени» или «полутени». Это означает миллиарды недополученных бюджетом налогов, недобросовестную конкуренцию, процветание нелегальных схем и, что немаловажно, серьезные проблемы с безопасностью дорожного движения.
Государство неоднократно пыталось взять эту стихийную отрасль под контроль. Однако последняя инициатива, активно обсуждаемая в 2024-2025 годах, имеет все шансы стать не просто очередной регуляторной мерой, а фундаментальной реформой, полностью меняющей правила игры.
Речь идет о законопроекте о создании Единого федерального реестра перевозчиков грузов. Этот документ, продвигаемый профильным комитетом Госдумы по транспорту, предлагает не просто «посчитать» всех участников рынка, но и внедрить, по сути, новый разрешительный механизм доступа к профессии. Инициатива, интегрированная с новой национальной цифровой платформой «ГосЛог», обещает «обеление» отрасли, но одновременно вызывает шквал вопросов и опасений у самого бизнеса.
Что же на самом деле ждёт логистическую отрасль? Это долгожданное наведение порядка или новый административный барьер, который убьет малый бизнес и взвинтит цены на перевозки?
Избежать рисков и адаптироваться к новым правилам поможет Транспортно-логистическая компания Free Road – ваш проводник в новой, регулируемой реальности!
Ключевая идея законопроекта - переход от уведомительного порядка к разрешительному.
Если сегодня для начала коммерческой деятельности по перевозке грузов (юрлицу или ИП) достаточно формально уведомить Ространснадзор о начале деятельности (что, по данным авторов законопроекта, делают лишь около 20% реальных перевозчиков), то новая система вводит жесткий фильтр.
Право на осуществление коммерческих перевозок получит только тот, кто включен в специальный Единый реестр перевозчиков грузов. Не попал в реестр - работать легально не имеешь права.
Ядром всей системы должна стать Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «ГосЛог». Это не просто база данных, а комплексная цифровая платформа, которая призвана аккумулировать всю информацию о перевозчике, его транспортных средствах, персонале и его деятельности. Вести реестр, согласно проекту, будет Ространснадзор.
Информация в реестре будет общедоступной, что, по замыслу, должно помочь грузовладельцам проверять своих контрагентов.
Законопроект четко очерчивает круг лиц, которые подпадут под новое регулирование. Включаться в реестр будут обязаны:
Новые правила не будут распространяться на несколько важных категорий:
Впрочем, для самозанятых, работающих на машинах от 2,5 до 3,5 тонн, могут быть предусмотрены отдельные условия.
Этот водораздел (до 3,5 тонн и свыше 3,5 тонн) уже сейчас заставляет рынок прогнозировать миграцию части «серых» перевозчиков в более легкий сегмент, чтобы избежать нового регулирования.
Самый болезненный вопрос для бизнеса - не сам факт наличия реестра, а условия включения в него. Законопроект превращает доступ на рынок в квалификационный экзамен, сдать который смогут не все.
Чтобы попасть в реестр и получить право на работу, перевозчик должен будет соответствовать целому ряду строгих критериев.
Это, пожалуй, самый действенный фильтр. Перевозчик должен доказать свою добросовестность перед государством. Изначально речь шла об отсутствии недоимки по налогам, сборам и страховым взносам.
Однако в ходе согласований с правительством этот пункт, вероятно, будет ужесточен. Кабинет министров предложил считать критерием финансовой состоятельности не только отсутствие налоговых долгов, но и отсутствие неуплаченных административных штрафов. В первую очередь, речь идет о штрафах за нарушения, напрямую связанные с коммерческой деятельностью:
Для многих перевозчиков, особенно мелких, работающих «с колес», этот барьер может оказаться непреодолимым.
Компания должна будет подтвердить наличие у нее не просто водителей, а ответственного специалиста. В реестр потребуется вносить сведения о лице, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), которое прошло соответствующую аттестацию.
Это требование и так существует в законодательстве, но на практике многими игнорируется. Теперь оно становится обязательным условием для работы. Для ИП, который сам является водителем, это будет означать необходимость самому проходить обучение и аттестацию.
Перевозчик должен будет внести в «ГосЛог» сведения о каждом транспортном средстве тяжелее 3,5 тонн. Придется предоставить не только регистрационные данные (марка, модель, госномер), но и подтвердить законность владения или пользования:
Это прямой удар по распространенной практике работы на «чужих» или оформленных на физлиц машинах без должного юридического оформления.
В реестре также должна будет содержаться информация о максимальной страховой сумме, в пределах которой страховщик обязуется возместить вред, причиненный грузу. Это требование подталкивает рынок к обязательному страхованию ответственности перевозчика (CMR-страхование на внутренних перевозках), что сейчас является добровольным.
Законопроект не был бы столь обсуждаемым, если бы не предлагал жесткие санкции за его неисполнение. Система контроля и наказания выглядит бескомпромиссной.
Главная санкция - запрет на осуществление коммерческой перевозки грузов для всех, кто не состоит в реестре.
Но даже попадание в реестр - не пожизненная гарантия. Законопроект предусматривает механизм исключения из него. Например, за неоднократные или грубые нарушения (те же штрафы за тахограф, отсутствие страховки, предоставление недостоверных сведений) перевозчика могут принудительно исключить из «ГосЛога» на срок от 6 до 12 месяцев.
Фактически, это означает временный запрет на профессию и полную остановку бизнеса. Это куда более суровая мера, чем разовый штраф.
Как государство планирует контролировать исполнение? В эпоху цифровизации сделать это несложно. Ожидается, что реестр «ГосЛог» будет интегрирован с другими ключевыми государственными системами:
Обмен данными позволит моментально выявлять налоговые долги или штрафы, что может стать триггером для приостановки деятельности.
Таким образом, создается единый цифровой контур, в котором «серому» перевозчику будет просто невыгодно или невозможно работать.
Заявленные цели реформы звучат благородно. Повысить прозрачность, вывести бизнес из тени, собрать до 450 миллиардов рублей дополнительных налогов в год и повысить безопасность на дорогах. Однако сам логистический бизнес смотрит на инициативу с изрядной долей скепсицизма.
Крупные и средние транспортные компании, которые и так работают вбелую (платят налоги, содержат штат, соблюдают РТО, страхуют ответственность), в целом, поддерживают реформу. Для них это - надежда на создание равных конкурентных условий.
Сегодня они проигрывают тендеры «серым» частникам, которые могут позволить себе демпинг, поскольку не несут налоговой и административной нагрузки. Когда «серых» перевозчиков принудительно удалят с рынка или заставят работать по общим правилам, рыночные ставки должны стабилизироваться и прийти к экономически обоснованному уровню.
Для грузовладельцев (заказчиков) реестр тоже несет плюсы:
Возможность проверить контрагента в «ГосЛоге» снизит риски мошенничества, кражи грузов и работы с «фирмами-однодневками».
Фильтрация перевозчиков по профессиональным признакам (БДД, страховка) должна повысить общее качество услуг и сохранность грузов.
Законопроект о реестре перевозчиков - это не косметический ремонт, а полная перестройка фундамента российского рынка грузоперевозок. Он знаменует собой конец «дикой» эпохи, начавшейся после отмены лицензирования в 2000-х, и возврат к жесткому государственному регулированию, но уже на новой, цифровой основе.
Хотя первоначальные сроки вступления в силу (1 марта 2025 года) были скорректированы (правительство предложило перенести старт на 1 сентября 2025 года), нет сомнений, что реформа состоится.
Для логистического бизнеса это означает одно: времени на адаптацию почти не осталось. Предстоящий год станет периодом турбулентности. «Белые» компании получат шанс укрепить свои позиции. «Серые» окажутся перед выбором: либо срочно «обеляться», принимая новые правила и издержки, либо уходить в тень LCV-сегмента, либо полностью покидать рынок.
Однозначно можно сказать лишь то, что логистика уже не будет прежней. Она станет более дорогой, более прозрачной и гораздо более предсказуемой. А выживут в этой новой реальности те, кто сумеет встроить compliance (соблюдение норм) в свою бизнес-модель не как обузу, а как обязательное условие существования.