Написан
12/05/2025

Законопроект о реестре перевозчиков. Что ждёт логистический бизнес?

Логистика
Главнаяicon-breadcrumb О компанииicon-breadcrumb Новостиicon-breadcrumb
Законопроект о реестре перевозчиков. Что ждёт логистический бизнес?

Рынок автомобильных грузоперевозок в России огромен, но при этом остается одним из самых непрозрачных и «серых» секторов экономики. По разным оценкам экспертов, до 60% этого рынка находится в «тени» или «полутени». Это означает миллиарды недополученных бюджетом налогов, недобросовестную конкуренцию, процветание нелегальных схем и, что немаловажно, серьезные проблемы с безопасностью дорожного движения.

Государство неоднократно пыталось взять эту стихийную отрасль под контроль. Однако последняя инициатива, активно обсуждаемая в 2024-2025 годах, имеет все шансы стать не просто очередной регуляторной мерой, а фундаментальной реформой, полностью меняющей правила игры.

Речь идет о законопроекте о создании Единого федерального реестра перевозчиков грузов. Этот документ, продвигаемый профильным комитетом Госдумы по транспорту, предлагает не просто «посчитать» всех участников рынка, но и внедрить, по сути, новый разрешительный механизм доступа к профессии. Инициатива, интегрированная с новой национальной цифровой платформой «ГосЛог», обещает «обеление» отрасли, но одновременно вызывает шквал вопросов и опасений у самого бизнеса.

Что же на самом деле ждёт логистическую отрасль? Это долгожданное наведение порядка или новый административный барьер, который убьет малый бизнес и взвинтит цены на перевозки?

Избежать рисков и адаптироваться к новым правилам поможет Транспортно-логистическая компания Free Road – ваш проводник в новой, регулируемой реальности!

Анатомия реформы - реестр как новый допуск на рынок

Ключевая идея законопроекта - переход от уведомительного порядка к разрешительному.

Если сегодня для начала коммерческой деятельности по перевозке грузов (юрлицу или ИП) достаточно формально уведомить Ространснадзор о начале деятельности (что, по данным авторов законопроекта, делают лишь около 20% реальных перевозчиков), то новая система вводит жесткий фильтр.

Право на осуществление коммерческих перевозок получит только тот, кто включен в специальный Единый реестр перевозчиков грузов. Не попал в реестр - работать легально не имеешь права.

Цифровая платформа «ГосЛог»

Ядром всей системы должна стать Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «ГосЛог». Это не просто база данных, а комплексная цифровая платформа, которая призвана аккумулировать всю информацию о перевозчике, его транспортных средствах, персонале и его деятельности. Вести реестр, согласно проекту, будет Ространснадзор.

Информация в реестре будет общедоступной, что, по замыслу, должно помочь грузовладельцам проверять своих контрагентов.

Кого коснется реформа?

Законопроект четко очерчивает круг лиц, которые подпадут под новое регулирование. Включаться в реестр будут обязаны:

  • Юридические лица и Индивидуальные предприниматели (ИП).
  • Осуществляющие коммерческие перевозки грузов.
  • Использующие транспортные средства с технически допустимой максимальной массой свыше 3,5 тонн (то есть категории N2 и N3).

Кто останется "за бортом" реестра?

Новые правила не будут распространяться на несколько важных категорий:

  1. Перевозки для собственных нужд. Если компания (например, завод или торговая сеть) везет свой груз на своем транспорте, ей вступать в реестр не нужно. Это одно из ключевых и самых обсуждаемых послаблений.
  2. Международные перевозчики. Эта сфера уже давно и жестко регулируется отдельной системой допусков (МАП), и дублировать ее не планируется.
  3. Легкий коммерческий транспорт (LCV). Перевозчики, использующие автомобили массой до 3,5 тонн (категория N1), под действие этого закона не подпадают. 

Впрочем, для самозанятых, работающих на машинах от 2,5 до 3,5 тонн, могут быть предусмотрены отдельные условия.

Этот водораздел (до 3,5 тонн и свыше 3,5 тонн) уже сейчас заставляет рынок прогнозировать миграцию части «серых» перевозчиков в более легкий сегмент, чтобы избежать нового регулирования.

«Входной билет» - критерии допуска в реестр

Самый болезненный вопрос для бизнеса - не сам факт наличия реестра, а условия включения в него. Законопроект превращает доступ на рынок в квалификационный экзамен, сдать который смогут не все.

Чтобы попасть в реестр и получить право на работу, перевозчик должен будет соответствовать целому ряду строгих критериев.

  1. Финансовая состоятельность и «чистота»

Это, пожалуй, самый действенный фильтр. Перевозчик должен доказать свою добросовестность перед государством. Изначально речь шла об отсутствии недоимки по налогам, сборам и страховым взносам.

Однако в ходе согласований с правительством этот пункт, вероятно, будет ужесточен. Кабинет министров предложил считать критерием финансовой состоятельности не только отсутствие налоговых долгов, но и отсутствие неуплаченных административных штрафов. В первую очередь, речь идет о штрафах за нарушения, напрямую связанные с коммерческой деятельностью:

  • Нарушения правил использования тахографов (режим труда и отдыха).
  • Нарушения, связанные с отсутствием платы в систему «Платон» (возмещение вреда дорогам).
  • Штрафы за превышение весогабаритных норм.

Для многих перевозчиков, особенно мелких, работающих «с колес», этот барьер может оказаться непреодолимым.

  1. Профессиональная компетентность

Компания должна будет подтвердить наличие у нее не просто водителей, а ответственного специалиста. В реестр потребуется вносить сведения о лице, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), которое прошло соответствующую аттестацию.

Это требование и так существует в законодательстве, но на практике многими игнорируется. Теперь оно становится обязательным условием для работы. Для ИП, который сам является водителем, это будет означать необходимость самому проходить обучение и аттестацию.

  1. Легальность автопарка

Перевозчик должен будет внести в «ГосЛог» сведения о каждом транспортном средстве тяжелее 3,5 тонн. Придется предоставить не только регистрационные данные (марка, модель, госномер), но и подтвердить законность владения или пользования:

  • Действующий полис ОСАГО.
  • Договор лизинга или аренды (если автомобиль не в собственности).

Это прямой удар по распространенной практике работы на «чужих» или оформленных на физлиц машинах без должного юридического оформления.

  1. Страхование ответственности

В реестре также должна будет содержаться информация о максимальной страховой сумме, в пределах которой страховщик обязуется возместить вред, причиненный грузу. Это требование подталкивает рынок к обязательному страхованию ответственности перевозчика (CMR-страхование на внутренних перевозках), что сейчас является добровольным.

Механизм контроля - как это будет работать?

Законопроект не был бы столь обсуждаемым, если бы не предлагал жесткие санкции за его неисполнение. Система контроля и наказания выглядит бескомпромиссной.

«Кнут» для нарушителей

Главная санкция - запрет на осуществление коммерческой перевозки грузов для всех, кто не состоит в реестре.

Но даже попадание в реестр - не пожизненная гарантия. Законопроект предусматривает механизм исключения из него. Например, за неоднократные или грубые нарушения (те же штрафы за тахограф, отсутствие страховки, предоставление недостоверных сведений) перевозчика могут принудительно исключить из «ГосЛога» на срок от 6 до 12 месяцев.

Фактически, это означает временный запрет на профессию и полную остановку бизнеса. Это куда более суровая мера, чем разовый штраф.

Цифровая удавка

Как государство планирует контролировать исполнение? В эпоху цифровизации сделать это несложно. Ожидается, что реестр «ГосЛог» будет интегрирован с другими ключевыми государственными системами:

  1. ГИС ЭПД (Электронные перевозочные документы). Переход на электронную транспортную накладную (ЭТРН) уже идет. Логичным шагом будет блокировка возможности оформления ЭТРН, если перевозчик, указанный в ней, отсутствует в реестре «ГосЛог». Нет документа — перевозка незаконна.
  2. Система «Платон» и АСВГК (Автоматический весогабаритный контроль). Камеры и рамки на дорогах смогут в автоматическом режиме проверять госномер грузовика по базе реестра.
  3. ФНС и ГИБДД

Обмен данными позволит моментально выявлять налоговые долги или штрафы, что может стать триггером для приостановки деятельности.

Таким образом, создается единый цифровой контур, в котором «серому» перевозчику будет просто невыгодно или невозможно работать.

Реакция рынка. «Обеление» или «зачистка»?

Заявленные цели реформы звучат благородно. Повысить прозрачность, вывести бизнес из тени, собрать до 450 миллиардов рублей дополнительных налогов в год и повысить безопасность на дорогах. Однако сам логистический бизнес смотрит на инициативу с изрядной долей скепсицизма.

Аргументы «ЗА» - позиция «белого» бизнеса

Крупные и средние транспортные компании, которые и так работают вбелую (платят налоги, содержат штат, соблюдают РТО, страхуют ответственность), в целом, поддерживают реформу. Для них это - надежда на создание равных конкурентных условий.

Сегодня они проигрывают тендеры «серым» частникам, которые могут позволить себе демпинг, поскольку не несут налоговой и административной нагрузки. Когда «серых» перевозчиков принудительно удалят с рынка или заставят работать по общим правилам, рыночные ставки должны стабилизироваться и прийти к экономически обоснованному уровню.

Для грузовладельцев (заказчиков) реестр тоже несет плюсы:

  • Снижение рисков

Возможность проверить контрагента в «ГосЛоге» снизит риски мошенничества, кражи грузов и работы с «фирмами-однодневками».

  • Повышение качества

Фильтрация перевозчиков по профессиональным признакам (БДД, страховка) должна повысить общее качество услуг и сохранность грузов.

Аргументы «ПРОТИВ» - опасения малого бизнеса

  1. Рост административной нагрузки. Для малого бизнеса и ИП, где собственник часто является и директором, и водителем, и логистом, новые требования (аттестация по БДД, идеальная платежная дисциплина, ведение документации для реестра) становятся неподъемным административным бременем.
  2. Неизбежный рост цен. Все дополнительные издержки (налоги, страховка, обучение, штрафы) перевозчики будут вынуждены заложить в тариф. Это неизбежно приведет к росту стоимости грузоперевозок, что, в свою очередь, отразится на конечной цене всех товаров на полках магазинов.
  3. Риск монополизации. Существует опасение, что жесткие фильтры приведут к массовому уходу с рынка мелких игроков. Это может спровоцировать «зачистку» рынка в пользу нескольких крупных транспортных холдингов и, как следствие, монополизацию и дальнейший рост цен.
  4. Проблема заказчика. Эксперты отмечают, что законопроект борется со следствием, а не с причиной. «Серый» рынок существует во многом потому, что на него есть спрос со стороны грузовладельцев, которые сами не хотят работать в белую или требуют от перевозчиков не рыночно низких ставок, вынуждая тех «оптимизировать» налоги и безопасность.

Новая реальность с 2025 года

Законопроект о реестре перевозчиков - это не косметический ремонт, а полная перестройка фундамента российского рынка грузоперевозок. Он знаменует собой конец «дикой» эпохи, начавшейся после отмены лицензирования в 2000-х, и возврат к жесткому государственному регулированию, но уже на новой, цифровой основе.

Хотя первоначальные сроки вступления в силу (1 марта 2025 года) были скорректированы (правительство предложило перенести старт на 1 сентября 2025 года), нет сомнений, что реформа состоится.

Для логистического бизнеса это означает одно: времени на адаптацию почти не осталось. Предстоящий год станет периодом турбулентности. «Белые» компании получат шанс укрепить свои позиции. «Серые» окажутся перед выбором: либо срочно «обеляться», принимая новые правила и издержки, либо уходить в тень LCV-сегмента, либо полностью покидать рынок.

Однозначно можно сказать лишь то, что логистика уже не будет прежней. Она станет более дорогой, более прозрачной и гораздо более предсказуемой. А выживут в этой новой реальности те, кто сумеет встроить compliance (соблюдение норм) в свою бизнес-модель не как обузу, а как обязательное условие существования.