Написан
11/13/2025

Интеллектуальная собственность на таможне. Как ТРОИС меняет правила игры для импортеров

Справочная информация
Главнаяicon-breadcrumb О компанииicon-breadcrumb Блогicon-breadcrumb
Интеллектуальная собственность на таможне. Как ТРОИС меняет правила игры для импортеров

Для большинства российских импортеров таможенное оформление ассоциируется с расчетом пошлин, НДС, проверкой сертификатов и транспортных накладных. Это привычная, хоть и сложная, рутина. Однако существует еще один, гораздо более коварный уровень контроля, о который "спотыкаются" даже опытные участники ВЭД. Этот уровень - защита интеллектуальной собственности (ИС).

Представьте ситуацию: вы импортируете партию детских игрушек. Документы в порядке, пошлины уплачены, сертификат безопасности есть. Но на таможне груз "зависает". Инспектор сообщает вам о "приостановлении выпуска" в связи с подозрением на нарушение прав на товарный знак "Смешарики". Ваша компания несет убытки за хранение на СВХ, срываются сроки поставки в торговые сети, а впереди маячит перспектива суда и конфискации.

Это не гипотетический сценарий, а ежедневная реальность работы Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Ключевым инструментом в этой борьбе является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).

Что это за реестр? Как он превратился из узкоспециализированного инструмента в один из главных барьеров (и одновременно - защитных механизмов) во внешней торговле? И как его роль фундаментально изменилась в новой реальности легализованного параллельного импорта? Эта статья - подробный разбор влияния ТРОИС на импорт в России.

Зачем таможня защищает бренды?

Прежде чем погружаться в механики ТРОИС, необходимо ответить на базовый вопрос. Почему ФТС, фискальный по своей сути орган, вообще занимается защитой частных брендов, таких как "Apple", "LADA" или "Лукойл"?

Причин несколько, и они лежат в плоскости государственных, а не только коммерческих интересов:

  • Защита потребителей

Это главный декларируемый мотив. Контрафактные товары - это не просто "дешевые копии". Это потенциально опасная продукция. Поддельные автозапчасти (тормозные колодки, фильтры), детские игрушки из токсичного пластика, фальсифицированные лекарства или "паленая" парфюмерия наносят прямой вред здоровью и безопасности граждан. Таможня – это первый барьер на пути этого потока.

  • Экономическая безопасность

Потоки "серого" и "черного" импорта наносят колоссальный ущерб экономике. С контрафактных товаров не уплачиваются налоги в полном объеме, они подрывают бизнес легальных производителей и импортеров, которые инвестируют в производство, маркетинг и сертификацию в России.

  • Международные обязательства

Россия, как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и участник международных соглашений (например, Соглашения ТРИПС в рамках ВТО), обязана обеспечивать на своей территории эффективную защиту прав интеллектуальной собственности, в том числе и на границе.

Законодательной базой для этой деятельности служат:

  • Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС)

Глава 52 ТК ЕАЭС "Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности" – это фундамент, описывающий право таможенных органов приостанавливать выпуск товаров.

  • Федеральный закон № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"

Конкретизирует процедуры на национальном уровне, включая порядок ведения того самого ТРОИС.

  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Статья 14.10 (Незаконное использование товарного знака) и Статья 7.12 (Нарушение авторских прав) - это "карательные" инструменты, которые применяются по итогам таможенной проверки.

Анатомия ТРОИС. Что это и как туда попадают

ТРОИС - это, по сути, IT-база данных, которую ведет ФТС России. Она содержит исчерпывающую информацию об объектах ИС, которым предоставлена таможенная защита.

Что можно внести в ТРОИС?

Вопреки распространенному мнению, туда вносится не "вообще всё". Перечень объектов четко определен:

1) Товарные знаки и знаки обслуживания

Это 99% всего реестра. Любой зарегистрированный в Роспатенте (или имеющий международную регистрацию с расширением на РФ) бренд - от логотипа автомобиля до названия духов.

2) Объекты авторского права

В основном это популярные персонажи (например, "Чебурашка", "Маша и Медведь", герои Disney), чье изображение активно используется на товарах (одежда, канцтовары, игрушки).

3) Наименования мест происхождения товаров (НМПТ)

Специфический объект, защищающий географические бренды (например, "Вологодское масло", "Гжель", "Хохлома").

Процесс включения (взгляд правообладателя)

Чтобы "поставить свой бренд на контроль" на таможне, правообладатель (или его юрист) должен пройти многоступенчатую процедуру:

1) Подача заявления в ФТС

Это не просто просьба, а объемный пакет документов, доказывающий права (свидетельство Роспатента), описывающий сам товар, а также (в идеале) предоставляющий информацию об уполномоченных импортерах ("белый список") и известных нарушителях ("черный список").

2) Предоставление финансового обеспечения

Это ключевой и самый интересный момент. Правообладатель обязан внести на счет ФТС денежный залог (обеспечение). На 2024-2025 год его размер, как правило, составляет 500 000 рублей.

Зачем это нужно? 

Это "страховка" для импортера. Если таможня по заявке правообладателя "ошибочно" приостановит груз добросовестного импортера (например, импортера оригинального, но параллельного товара), и тот понесет убытки (за хранение, демередж), он сможет взыскать их с правообладателя. Именно из этого залога и будет произведена выплата. Это отсекает от реестра тех, кто хочет "кошмарить" рынок по мелочам.

Рассмотрение и включение

ФТС проверяет документы и, если все в порядке, вносит объект в ТРОИС. Срок включения - как правило, до 3 лет, с возможностью продления.

Сама по себе услуга включения в ТРОИС бесплатна (госпошлины нет), но требует серьезной юридической подготовки и "заморозки" полумиллиона рублей.

Механизм в действии. Как ТРОИС влияет на импортера

Итак, бренд (допустим, "SuperKross") внесен в ТРОИС. Что происходит в тот момент, когда российский импортер ООО "Ромашка" пытается ввезти партию товара с этим названием?

Шаг 1. Автоматический "Стоп-сигнал"

ООО "Ромашка" подает в таможню электронную Декларацию на товары (ДТ). В 31-й графе ДТ указано: "Кроссовки спортивные, мужские, т.м. "SuperKross"...".

Информационная система таможни (ЕАИС) в автоматическом режиме сверяет название "SuperKross" с базой данных ТРОИС. Обнаружив совпадение, система немедленно присваивает декларации профиль риска и блокирует автоматический выпуск. Декларация попадает на стол к живому инспектору.

Шаг 2. Проверка инспектором

Инспектор видит, что товарный знак "SuperKross" находится в ТРОИС. Он открывает карточку этого объекта в реестре и смотрит на "белый список" - список уполномоченных импортеров, который предоставил правообладатель.

  • Сценарий А. "Белый" импортер.

Если ООО "Ромашка" есть в этом списке, инспектор запрашивает у него лицензионный договор или письмо-согласие от правообладателя. Получив его, он убеждается в легальности и выпускает товар. Задержка минимальна (несколько часов или один день).

  • Сценарий Б. "Серый" или "Черный" импортер. 

Если ООО "Ромашка" в "белом списке" нет, инспектор не знает, кто перед ним: импортер оригинала (параллельный импорт) или импортер подделки (контрафакт). Он обязан отреагировать.

Шаг 3. Приостановление выпуска

Инспектор выносит решение о приостановлении выпуска товаров сроком на 10 рабочих дней. Товар "замораживается". Он остается под таможенным контролем на складе временного хранения (СВХ).

Шаг 4. Уведомление сторон

Таможня немедленно, в тот же день, отправляет два уведомления:

1) Декларанту (ООО "Ромашка"):

"Ваш груз приостановлен по подозрению в нарушении прав ИС. Срок - 10 рабочих дней".

2) Правообладателю (или его юристу в РФ): 

"Обнаружена партия товара (1000 пар кроссовок), маркированная вашим знаком "SuperKross", импортер - ООО "Ромашка". Просим предоставить вашу позицию".

Шаг 5. "Очная ставка" и решение

Начинается самое интересное. У правообладателя есть 10 рабочих дней, чтобы отреагировать. Он имеет право (и обычно им пользуется) приехать на СВХ, провести осмотр, сделать фотографии, отобрать образцы товара.

Далее развилка:

Товар - явный КОНТРАФАКТ (подделка).

  • Правообладатель видит, что это дешевая подделка, с кривыми швами и запахом клея.
  • Он немедленно пишет в таможню заявление с просьбой привлечь ООО "Ромашка" к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ (Незаконное использование товарного знака).
  • Он подает в суд (арбитражный или общей юрисдикции) иск о защите прав и просит таможню продлить срок приостановки еще на 10 рабочих дней (для получения определения суда об аресте).
  • Итог для импортера - административное дело, штраф (до 100% стоимости товара), полная конфискация и уничтожение всей партии, плюс возмещение убытков правообладателю. Это катастрофа.

Товар – ОРИГИНАЛ (Параллельный импорт).

  • Правообладатель видит, что кроссовки "SuperKross" – настоящие, просто куплены ООО "Ромашка" на стоке в Турции, а не у официального дистрибьютора в РФ.
  • Что происходит здесь? Ответ на этот вопрос разделился на "До" и "После" 2022 года. (Об этом – в следующей части).

Правообладатель молчит.

  • Такое бывает, если партия маленькая, и юристам неинтересно с ней возиться.
  • Если в течение 10 рабочих дней от правообладателя не поступает ни иска в суд, ни заявления по КоАП, таможня обязана возобновить выпуск товара.
  • Итог для импортера: Он потерял 10 рабочих дней (2 недели!) и заплатил круглую сумму за хранение на СВХ и "простой" транспорта. Прибыль от сделки резко падает или уходит в минус.

ТРОИС и параллельный импорт. Новая реальность

Исторически в России действовал национальный принцип исчерпания права. Это означало, что любой ввоз оригинального товара без согласия правообладателя (т.е. параллельный импорт) был запрещен. ТРОИС был главным инструментом для отлова не только подделок, но и "серых" импортеров оригинала. Правообладатель в Сценарии Б (пункт 2) точно так же инициировал бы дело и требовал бы конфискации.

В 2022 году все изменилось. В ответ на санкции Правительство РФ легализовало параллельный импорт для определенных групп товаров и брендов (знаменитый Приказ Минпромторга).

Это создало юридический коллапс:

  • С одной стороны, ТРОИС никто не отменял. Apple, BMW, Bosch по-прежнему в реестре, и их юристы по-прежнему получают уведомления о "серых" партиях.
  • С другой стороны, ввоз их оригинальной продукции (купленной в ОАЭ, Турции, Казахстане) стал легальным.

Как это работает на практике сегодня?

Вернемся к нашему ООО "Ромашка". Допустим, бренд "SuperKross" включен в Приказ Минпромторга (список для параллельного импорта).

  1. ДТ подана.
  2. Система видит "SuperKross" в ТРОИС. Приостановка выпуска на 10 дней все равно происходит! (Инспектор на месте не может отличить подделку от оригинала).
  3. Уведомление уходит правообладателю.
  4. Юрист "SuperKross" приезжает на СВХ, смотрит товар и видит, что он оригинальный, просто "параллельный".
  5. Что он может сделать? Ничего. Он не может подать заявление по ст. 14.10 КоАП (товар не контрафактный) и не может подать иск о запрете ввоза (ввоз легализован).
  6. Правообладатель либо пишет в таможню письмо "Претензий не имеем", либо просто молчит.
  7. Через 10 рабочих дней таможня выпускает товар.

Главный вывод - ТРОИС в отношении товаров из списка Минпромторга перестал быть заградительным барьером. Он превратился в "лежачего полицейского" - инструмент замедления и удорожания логистики для "параллельных" импортеров.

Для импортера "параллельного" товара ТРОИС теперь означает не риск конфискации, а гарантированную задержку на 10-20 дней и связанные с этим незапланированные расходы на хранение и демередж. Правообладатели, в свою очередь, используют этот механизм, чтобы "кошмарить" параллельных импортеров, делая их бизнес менее рентабельным.

ТРОИС как обязательный "чек-лист"

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) - это мощный и сложный механизм на стыке интересов государства, потребителей, правообладателей и импортеров.

Для правообладателя (бренда) - это по-прежнему самый эффективный и, по сути, единственный рабочий инструмент защиты от контрафата на границе. Его роль в борьбе с подделками остается неоценимой.

Для импортера - это один из главных факторов риска во всей внешнеэкономической сделке. Ввоз товара, чей бренд (или даже просто похожий на него персонаж) включен в ТРОИС, требует высочайшей юридической подготовки.

  • Если вы ввозите контрафакт - ТРОИС гарантирует вам конфискацию, штраф и, возможно, уголовное дело (ст. 180 УК РФ).
  • Если вы ввозите оригинал по параллельному импорту (и товар есть в списке Минпромторга) - ТРОИС гарантирует вам 10-дневную задержку и лишние расходы, которые съедят часть вашей маржи.
  • Если вы ввозите оригинал, но его НЕТ в списке Минпромторга - ТРОИС сработает по старой схеме и, скорее всего, приведет к конфискации товара как нарушающего исключительные права.

Не хотите рисковать конфискацией груза, тратить время на споры с правообладателями и изучать сложный механизм параллельного импорта? Доверьте ведение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) экспертам.

Транспортно-логистическая компания Free Road предлагает комплексные услуги, которые защитят ваш бизнес от таможенных рисков:

  • Таможенное оформление под ключ

включая проверку разрешительной документации и корректное взаимодействие с реестрами ИС.

  • Аутсорсинг ВЭД

полный цикл от поиска поставщика до доставки и таможенной очистки, гарантирующий юридическую чистоту сделки.

  • Международная логистика

надежная доставка любых грузов, в том числе из Китая.

С Free Road вы избежите задержек, штрафов и конфискации, даже если ваш товар попадает в сферу внимания ТРОИС. Узнайте, как упростить импорт и сделать его безопасным, на сайте.

Проверка ТРОИС (он, к слову, открыт и доступен на сайте ФТС) перед заключением контракта на поставку сегодня не менее важна, чем просчет таможенной пошлины. Цена ошибки - это, в лучшем случае, потеря времени и денег, а в худшем - всего груза и репутации.