Для большинства российских импортеров таможенное оформление ассоциируется с расчетом пошлин, НДС, проверкой сертификатов и транспортных накладных. Это привычная, хоть и сложная, рутина. Однако существует еще один, гораздо более коварный уровень контроля, о который "спотыкаются" даже опытные участники ВЭД. Этот уровень - защита интеллектуальной собственности (ИС).
Представьте ситуацию: вы импортируете партию детских игрушек. Документы в порядке, пошлины уплачены, сертификат безопасности есть. Но на таможне груз "зависает". Инспектор сообщает вам о "приостановлении выпуска" в связи с подозрением на нарушение прав на товарный знак "Смешарики". Ваша компания несет убытки за хранение на СВХ, срываются сроки поставки в торговые сети, а впереди маячит перспектива суда и конфискации.
Это не гипотетический сценарий, а ежедневная реальность работы Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Ключевым инструментом в этой борьбе является Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).
Что это за реестр? Как он превратился из узкоспециализированного инструмента в один из главных барьеров (и одновременно - защитных механизмов) во внешней торговле? И как его роль фундаментально изменилась в новой реальности легализованного параллельного импорта? Эта статья - подробный разбор влияния ТРОИС на импорт в России.
Прежде чем погружаться в механики ТРОИС, необходимо ответить на базовый вопрос. Почему ФТС, фискальный по своей сути орган, вообще занимается защитой частных брендов, таких как "Apple", "LADA" или "Лукойл"?
Причин несколько, и они лежат в плоскости государственных, а не только коммерческих интересов:
Это главный декларируемый мотив. Контрафактные товары - это не просто "дешевые копии". Это потенциально опасная продукция. Поддельные автозапчасти (тормозные колодки, фильтры), детские игрушки из токсичного пластика, фальсифицированные лекарства или "паленая" парфюмерия наносят прямой вред здоровью и безопасности граждан. Таможня – это первый барьер на пути этого потока.
Потоки "серого" и "черного" импорта наносят колоссальный ущерб экономике. С контрафактных товаров не уплачиваются налоги в полном объеме, они подрывают бизнес легальных производителей и импортеров, которые инвестируют в производство, маркетинг и сертификацию в России.
Россия, как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и участник международных соглашений (например, Соглашения ТРИПС в рамках ВТО), обязана обеспечивать на своей территории эффективную защиту прав интеллектуальной собственности, в том числе и на границе.
Законодательной базой для этой деятельности служат:
Глава 52 ТК ЕАЭС "Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности" – это фундамент, описывающий право таможенных органов приостанавливать выпуск товаров.
Конкретизирует процедуры на национальном уровне, включая порядок ведения того самого ТРОИС.
Статья 14.10 (Незаконное использование товарного знака) и Статья 7.12 (Нарушение авторских прав) - это "карательные" инструменты, которые применяются по итогам таможенной проверки.
ТРОИС - это, по сути, IT-база данных, которую ведет ФТС России. Она содержит исчерпывающую информацию об объектах ИС, которым предоставлена таможенная защита.
Вопреки распространенному мнению, туда вносится не "вообще всё". Перечень объектов четко определен:
1) Товарные знаки и знаки обслуживания
Это 99% всего реестра. Любой зарегистрированный в Роспатенте (или имеющий международную регистрацию с расширением на РФ) бренд - от логотипа автомобиля до названия духов.
2) Объекты авторского права
В основном это популярные персонажи (например, "Чебурашка", "Маша и Медведь", герои Disney), чье изображение активно используется на товарах (одежда, канцтовары, игрушки).
3) Наименования мест происхождения товаров (НМПТ)
Специфический объект, защищающий географические бренды (например, "Вологодское масло", "Гжель", "Хохлома").
Чтобы "поставить свой бренд на контроль" на таможне, правообладатель (или его юрист) должен пройти многоступенчатую процедуру:
1) Подача заявления в ФТС
Это не просто просьба, а объемный пакет документов, доказывающий права (свидетельство Роспатента), описывающий сам товар, а также (в идеале) предоставляющий информацию об уполномоченных импортерах ("белый список") и известных нарушителях ("черный список").
2) Предоставление финансового обеспечения
Это ключевой и самый интересный момент. Правообладатель обязан внести на счет ФТС денежный залог (обеспечение). На 2024-2025 год его размер, как правило, составляет 500 000 рублей.
Зачем это нужно?
Это "страховка" для импортера. Если таможня по заявке правообладателя "ошибочно" приостановит груз добросовестного импортера (например, импортера оригинального, но параллельного товара), и тот понесет убытки (за хранение, демередж), он сможет взыскать их с правообладателя. Именно из этого залога и будет произведена выплата. Это отсекает от реестра тех, кто хочет "кошмарить" рынок по мелочам.
Рассмотрение и включение
ФТС проверяет документы и, если все в порядке, вносит объект в ТРОИС. Срок включения - как правило, до 3 лет, с возможностью продления.
Сама по себе услуга включения в ТРОИС бесплатна (госпошлины нет), но требует серьезной юридической подготовки и "заморозки" полумиллиона рублей.
Итак, бренд (допустим, "SuperKross") внесен в ТРОИС. Что происходит в тот момент, когда российский импортер ООО "Ромашка" пытается ввезти партию товара с этим названием?
Шаг 1. Автоматический "Стоп-сигнал"
ООО "Ромашка" подает в таможню электронную Декларацию на товары (ДТ). В 31-й графе ДТ указано: "Кроссовки спортивные, мужские, т.м. "SuperKross"...".
Информационная система таможни (ЕАИС) в автоматическом режиме сверяет название "SuperKross" с базой данных ТРОИС. Обнаружив совпадение, система немедленно присваивает декларации профиль риска и блокирует автоматический выпуск. Декларация попадает на стол к живому инспектору.
Шаг 2. Проверка инспектором
Инспектор видит, что товарный знак "SuperKross" находится в ТРОИС. Он открывает карточку этого объекта в реестре и смотрит на "белый список" - список уполномоченных импортеров, который предоставил правообладатель.
Если ООО "Ромашка" есть в этом списке, инспектор запрашивает у него лицензионный договор или письмо-согласие от правообладателя. Получив его, он убеждается в легальности и выпускает товар. Задержка минимальна (несколько часов или один день).
Если ООО "Ромашка" в "белом списке" нет, инспектор не знает, кто перед ним: импортер оригинала (параллельный импорт) или импортер подделки (контрафакт). Он обязан отреагировать.
Шаг 3. Приостановление выпуска
Инспектор выносит решение о приостановлении выпуска товаров сроком на 10 рабочих дней. Товар "замораживается". Он остается под таможенным контролем на складе временного хранения (СВХ).
Шаг 4. Уведомление сторон
Таможня немедленно, в тот же день, отправляет два уведомления:
1) Декларанту (ООО "Ромашка"):
"Ваш груз приостановлен по подозрению в нарушении прав ИС. Срок - 10 рабочих дней".
2) Правообладателю (или его юристу в РФ):
"Обнаружена партия товара (1000 пар кроссовок), маркированная вашим знаком "SuperKross", импортер - ООО "Ромашка". Просим предоставить вашу позицию".
Шаг 5. "Очная ставка" и решение
Начинается самое интересное. У правообладателя есть 10 рабочих дней, чтобы отреагировать. Он имеет право (и обычно им пользуется) приехать на СВХ, провести осмотр, сделать фотографии, отобрать образцы товара.
Далее развилка:
Товар - явный КОНТРАФАКТ (подделка).
Товар – ОРИГИНАЛ (Параллельный импорт).
Правообладатель молчит.
Исторически в России действовал национальный принцип исчерпания права. Это означало, что любой ввоз оригинального товара без согласия правообладателя (т.е. параллельный импорт) был запрещен. ТРОИС был главным инструментом для отлова не только подделок, но и "серых" импортеров оригинала. Правообладатель в Сценарии Б (пункт 2) точно так же инициировал бы дело и требовал бы конфискации.
В 2022 году все изменилось. В ответ на санкции Правительство РФ легализовало параллельный импорт для определенных групп товаров и брендов (знаменитый Приказ Минпромторга).
Это создало юридический коллапс:
Вернемся к нашему ООО "Ромашка". Допустим, бренд "SuperKross" включен в Приказ Минпромторга (список для параллельного импорта).
Главный вывод - ТРОИС в отношении товаров из списка Минпромторга перестал быть заградительным барьером. Он превратился в "лежачего полицейского" - инструмент замедления и удорожания логистики для "параллельных" импортеров.
Для импортера "параллельного" товара ТРОИС теперь означает не риск конфискации, а гарантированную задержку на 10-20 дней и связанные с этим незапланированные расходы на хранение и демередж. Правообладатели, в свою очередь, используют этот механизм, чтобы "кошмарить" параллельных импортеров, делая их бизнес менее рентабельным.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) - это мощный и сложный механизм на стыке интересов государства, потребителей, правообладателей и импортеров.
Для правообладателя (бренда) - это по-прежнему самый эффективный и, по сути, единственный рабочий инструмент защиты от контрафата на границе. Его роль в борьбе с подделками остается неоценимой.
Для импортера - это один из главных факторов риска во всей внешнеэкономической сделке. Ввоз товара, чей бренд (или даже просто похожий на него персонаж) включен в ТРОИС, требует высочайшей юридической подготовки.
Не хотите рисковать конфискацией груза, тратить время на споры с правообладателями и изучать сложный механизм параллельного импорта? Доверьте ведение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) экспертам.
Транспортно-логистическая компания Free Road предлагает комплексные услуги, которые защитят ваш бизнес от таможенных рисков:
включая проверку разрешительной документации и корректное взаимодействие с реестрами ИС.
полный цикл от поиска поставщика до доставки и таможенной очистки, гарантирующий юридическую чистоту сделки.
надежная доставка любых грузов, в том числе из Китая.
С Free Road вы избежите задержек, штрафов и конфискации, даже если ваш товар попадает в сферу внимания ТРОИС. Узнайте, как упростить импорт и сделать его безопасным, на сайте.
Проверка ТРОИС (он, к слову, открыт и доступен на сайте ФТС) перед заключением контракта на поставку сегодня не менее важна, чем просчет таможенной пошлины. Цена ошибки - это, в лучшем случае, потеря времени и денег, а в худшем - всего груза и репутации.