Написан
01/23/2025

ФНС проверит логистические компанию в целях борьбы с «серыми» схемами

Логистика
Главнаяicon-breadcrumb Статьиicon-breadcrumb
ФНС проверит логистические компанию в целях борьбы с «серыми» схемами

ФНС займётся проверкой транспортных и логистических компаний на предмет соблюдения налогового законодательства

С просьбой провести такие проверки к службе обратились общественные организации. Как сообщают «Известия», за последний год финансовые махинации на этом рынке приблизились к 920 млрд рублей.

Ассоциация «АвтоГрузЭкс» и Общественная потребительская инициатива (ОПИ) обратили внимание ФНС на частые случаи уклонения от уплаты налогов среди транспортно-логистических компаний (ТЛК). Среди выявленных схем – зарплаты в конвертах (их используют более 50% ТЛК), незаконное возмещение НДС, уклонение от уплаты за использование системы «Платон», а также нарушение трудового законодательства. Согласно данным ОПИ, компании часто избегают обязательных медицинских осмотров, не учитывают сверхурочные часы и игнорируют случаи производственных травм.

По информации «АвтоГрузЭкс», свыше 60% транспортных компаний платят налоги только с минимального размера оплаты труда (МРОТ), остальную часть зарплаты сотрудники получают неофициально. Это приводит к демпингу тарифов на 15–20% ниже рыночного уровня и недобросовестной конкуренции. Президент ассоциации Вадим Филатов отметил, что только из-за «серых» зарплат налоговые потери отрасли составляют около 300 млрд рублей.

Евгений Бабаев, глава компании ИТЕКО, рассказал, что многие компании оформляют водителей как индивидуальных предпринимателей, используя налоговые льготы для снижения социальных выплат. Проверить легальность деятельности перевозчиков можно, анализируя соотношение числа сотрудников к количеству транспорта и уровень средней зарплаты, которая у законопослушных компаний должна составлять не менее пяти МРОТ.

Центральный аппарат ФНС уже поручил региональным управлениям провести проверки, которые начались в Свердловской и Нижегородской областях. Среди популярных схем оптимизации налогов – использование двух юридических лиц: одно работает с уплатой НДС, другое – по упрощённой системе налогообложения. Бабаев отметил, что 80% перевозчиков освобождены от НДС, но их заказчики возвращают налог через посредников. Это приводит к потерям бюджета в размере до 500 млрд рублей в год. Кроме того, избегание оплаты системы «Платон» обходится казне в 120 млрд рублей ежегодно.

ИТЕКО также сообщила, что расходы на оплату труда и налоги составляют до 40% себестоимости услуг, из-за чего компании вынуждены прибегать к «серым» схемам. Однако выявление недобросовестных контрагентов затруднено из-за отсутствия договоров с клиентами, отметил Антон Кузнецов из ILC. Некоторые перевозчики расплачиваются с сотрудниками топливом, что скрывается за завышенными нормами его расхода.

Чтобы сократить масштабы нарушений, Бабаев предложил снизить ставку НДС до 10%. «АвтоГрузЭкс» считает, что цифровизация отрасли поможет контролировать добросовестность перевозчиков. В реестре компаний необходимо фиксировать показатели, такие как соотношение фонда оплаты труда к числу сотрудников и доля НДС в расходах.

Напомним, более половины транспортных компаний в РФ платят «серую» зарплату, официально декларируя доходы сотрудников в диапазоне 19,5–52 тыс. рублей, а остальное выплачивают наличными.