Написан
10/15/2024

Законопроект о реестре перевозчиков: что ждёт логистический бизнес?

Логистика
Главнаяicon-breadcrumb Статьиicon-breadcrumb
Законопроект о реестре перевозчиков: что ждёт логистический бизнес?

Экспертная оценка законопроекта о реестре перевозчиков: правовые и экономические аспекты для специалистов в сфере логистики

В Государственной Думе Российской Федерации прошло первое чтение законопроекта № 647526-8, предусматривающего создание реестра перевозчиков, участвующих в коммерческих грузоперевозках. Согласно проекту, право на осуществление перевозок будет предоставлено только организациям, включённым в этот реестр. Данный механизм вызывает серьёзные вопросы у специалистов логистической отрасли как с точки зрения правовой обоснованности, так и с позиции влияния на эффективность рынка.

Возвращение к лицензированию под другим названием

Разработчики законопроекта утверждают, что отмена обязательного лицензирования грузоперевозок ослабила контроль над отраслью, и создание реестра должно способствовать более строгому регулированию. Включение в реестр становится обязательным условием для законной деятельности, а исключение из него фактически лишает компанию права осуществлять перевозки. Для логистических предприятий это может означать возвращение к лицензированию под другим названием, что вызывает сомнения в правовой обоснованности такой меры. Важно отметить, что грузоперевозки не входят в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию по закону.

Существующие механизмы контроля и их эффективность

Уже действуют механизмы, направленные на улучшение контроля и регулирования рынка. С 2022 года функционирует государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), основная цель которой — цифровизация документооборота и усиление контроля за участниками рынка. Планируется, что с 2024 года все виды грузоперевозок перейдут на ЭПД, что должно существенно снизить долю «теневого» сектора. Для логистических компаний это означает переход на современные цифровые технологии и упрощение процессов. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли необходим новый реестр, если его функции уже частично реализуются через ГИС ЭПД?

Правовые аспекты и риски для бизнеса

Правовые аспекты законопроекта вызывают особую обеспокоенность в логистическом сообществе. Введение реестра предусматривает критерии для включения и исключения перевозчиков, среди которых наличие задолженности перед бюджетом без указания минимального размера. Это может привести к тому, что компании будут лишаться права на деятельность из-за незначительных долгов, возникающих, например, после камеральной проверки. Такая неоправданная жёсткость может негативно повлиять на малый и средний бизнес в логистике, где многие работают с ограниченными финансовыми ресурсами и используют транспорт в лизинг.

Требования к руководству и персоналу

Требование о профессиональной надёжности руководства также вызывает вопросы. Законопроект подразумевает, что руководитель не должен иметь непогашенных судимостей за преступления в сфере экономической деятельности и безопасности дорожного движения. Однако отсутствует чёткое разделение между преступлениями, связанными с профессиональной деятельностью, и личными правонарушениями. Это может привести к тому, что даже личные проступки руководителя станут основанием для исключения компании из реестра, что противоречит принципам справедливости и правовой определённости.

Кроме того, требование о наличии в штате перевозчика специалиста по безопасности дорожного движения (БДД) как единственного критерия профессиональной компетентности представляется узким. Качественное выполнение логистических услуг зависит от множества факторов: соблюдения сроков доставки, технического состояния автопарка, квалификации водителей и других важных аспектов. Узкое определение компетентности может не учитывать всех факторов, влияющих на качество перевозок.

Зависимость от несуществующей платформы и технологические ограничения

Законопроект во многом опирается на ещё не существующую цифровую платформу ГосЛог, которая находится в стадии разработки. Предполагается, что только транспортные средства, внесённые в этот реестр, смогут использоваться для грузоперевозок. Для логистических компаний это может стать серьёзной проблемой в случае поломки транспорта или необходимости срочно привлечь арендованный транспорт для выполнения обязательств. Кроме того, остаются неясными механизмы включения в реестр новых технологических решений, таких как грузовые беспилотные транспортные средства, которые уже начинают использоваться в экспериментальном режиме. Это может ограничить инновационное развитие отрасли и гибкость логистических операций.

Заключение

В свете вышеизложенного, законопроект требует серьёзной доработки для устранения правовой неопределённости и обеспечения баланса между интересами государства и бизнеса. Для логистических компаний введение нового реестра представляется избыточным, особенно учитывая стремительное развитие цифровых технологий и уже действующие механизмы регулирования, такие как ГИС ЭПД. Дополнительные административные барьеры могут привести к увеличению затрат, снижению эффективности и, в конечном итоге, отразиться на потребителях через повышение стоимости товаров и услуг.

Полагаю, что без серьёзных корректировок данный законопроект может негативно отразиться на логистической отрасли и не достигнет заявленных целей по «обелению» сектора грузоперевозок. Специалистам в сфере логистики необходимо внимательно изучить предлагаемые изменения и активно участвовать в обсуждении, чтобы защитить интересы отрасли и обеспечить её устойчивое развитие.